Россия - Обитель Зла

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Обитель Зла » Аниме » Хеллсинг и OVA к нему.


Хеллсинг и OVA к нему.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Есть такие выдуманные личности, которые давно перебрались в реальность. Герои популярных книг и фильмов вообще кажутся вездесущими, однако есть среди восходящих и угасающих кумиров выдающиеся создания, сумевшие перешагнувшие столетний рубеж и, надо полагать, способные с такой же лёгкостью встретить XXII век. Один из них, самый живучий во всех смыслах этого слова, принадлежит перу образованного и одарённого джентльмена, который вряд ли предполагал, какая судьба ждёт его сиятельство графа Дракулу.

Итак, в 1897 году англичанин Брэм Стокер написал роман о Дракуле. Через сто лет в Японии вышла первая серия манги Коты Хирано, а в 2001 на студии GONZO сняли аниме-сериал, где главным героем был тот же самый персонаж. Разумеется, он имел другой облик, враги, оружие, привычки, место и время проживания. Но он был всё тот же. К слову сказать, Лестат, известный клон Дракулы, по сути мало чем отличался от оригинала. И в одной из великолепнейших актёрских трактовок Гэри Олдмана сохранились главные черты. Что-то там было в глазах. Что-то таилось в улыбке. Особые манеры? Аура? Можно бесконечно долго блуждать в дебрях психоанализа, пытаясь объяснить, почему во второй половине XX века вампир является столь знаковой фигурой. Но нельзя не признать, что «Хеллсинг» стал феноменом не только в среде отаку. И для этого были все основания.

Во-первых, необходимо отметить традиционную для последнего десятилетия инверсию – вампир начал охотиться не на людей, а на себе подобных монстров. Параллельно со сменой статуса сменился облик, и вместо неэстетичного Носферату возник статный красавец-воин с потенциалом эталонного бисёнэна. Всё это есть в «Ди – Охотнике на вампиров», это воспринимается как общее место в относительно новой «Крови Троицы», к этому приходят герои «Другого Мира», но «Блэйд» Блэйду рознь.

Да, на первый взгляд всё банально: Алукард – вампир на службе организации, основанной тем самым первым охотником на вампиров. В составе «Хеллсинга» есть и обычные спецназовцы, и непревзойдённые воины на пенсии, как дворецкий Уолтер. Стараниями Алукарда со временем появился ещё один вампир, впрочем, девица оказалась со странностями: долгое время категорически отказывалась вести себя как рядовой кровосос… Но это лишь внешний сюжет, удобный для формата ТВ-сериала.

Не столь важно, что вампиры стали убивать других вампиров – в конце концов, это можно легко списать на эффект психологической компенсации у авторов, которые предпочитают возиться с «хорошими ребятами», да и продюсеры с их представлениями о том, чего желает публика, сыграли не последнюю роль. Но всё дело в том, КАК вампир-охотник воспринимает себя в качестве героя.

Можно заламывать руки и рыдать, тоскуя о том, что ты не человек – так или иначе этим занимается и Ди, и Блейд, и другие. Для них собственная кровожадная чудовищность – крест и проклятие. «Пожалейте меня, я монстр» – и, слыша это, хочется предложить: «Махнёмся, не глядя»! У Алукарда, главного героя, звезды и сокровища «Хеллсинга», не то чтобы мыслей таких не возникало – да он голову оторвёт любому, кто заподозрит его в подобных упаднических настроениях!

Алукард наслаждается своим вампирством, своей властью и неуязвимостью. Именно поэтому он с таким удовольствием позволяет расстреливать себя или разрывать на куски, чтобы потом победоносно воскреснуть. И мазохизм тут ни при чём, сколько бы ни шутили по этому поводу. Просто собственная неуязвимость – одна из сторон его сути, и ему нравится использовать эту способность, потому что любит себя таким, каков он есть.

Понять себя и научиться себя любить – большинство героев большинства аниме идут к этому или только пытаются ступить на эту дорогу, как хрестоматийный Синдзи Икари из «Евангелиона». Ничего сверхъестественного, в массе своей аниме ориентировано на подростков, а уж для них самоидентификация – проблема номер один на много лет.

Именно эти вопросы о смысле жизни мучительно решает свежеукушенная вампирица Виктория Целес, и на фоне её душевных метаний ещё ярче сияет поразительная самоуверенность Алукарда. У него с пониманием себя любимого всё в порядке. Ему даже не нужно доказывать, что он самый лучший – и в этом его следующее отличие.

Как правило, охотники-вампиры знают о своём непоследнем месте в «табели о рангах». Они сильнейшие, но им от этого не легче. Полные мрачной одержимости бороться со злом, они воспринимают свой высокий статус всего лишь как подспорье в своей вечной войне, «покой нам только снится».

Алукард своим всесилием гордится, он им наслаждается, он от него попросту тащится! Он на полном серьёзе воспринимает себя как идеального вампира и не жалеет времени для того, чтобы покритиковать очередного противника за отсутствие вкуса и стиля. И страдает от другой причины: «Я ж такой великий, я ж их всех одним мизинцем – мне ж теперь так скучно»!

Пренебрежительная брезгливость, скука и ироничное отношение ко всему происходящему с проблесками надежды при виде более-менее стоящего врага – и разочарование, когда оказывается, что это ещё один слабак – вот его обычное состояние. Отсюда такое трепетное, едва ли не нежное отношение к ватиканскому священнику отцу Александру, который старательно охотится на Алукарда, потому что тот, во-первых, вампир, а во-вторых, принадлежит к организации «Хеллсинг» и Ордену Королевских Протестантских Рыцарей.

Наверное, мало кто помнит, что яростная вражда между католиками и протестантами началась с любвеобильного короля Генриха VIII, основавшего англиканскую церковь, и окончательно оформилось во времена Порохового Заговора, Гая Фокса и гонений на папистов. В «Хеллсинге» охотники из Ватикана – не более, чем враги второго сорта, путающиеся под ногами и вставляющие палки в колёса. Но отец Александр оказывается крепким орешком, так просто не сдаётся, чем и радует утомлённого сплином вампира. Как говорится, «всё, что тебя не убивает, делает тебя сильнее», но в данном случае было бы вернее сказать: «Всё, что не может убить Алукард, помогает ему не скучать».

Другие противники развлекают, кто как умеет… Мгновения, когда Интегра Хеллсинг отдаёт приказ, и рвущаяся в бой кавалерия срывается с места, наполнены особой энергией. Несомненно пародийный и бесконечно ироничный сериал превращается в квинтэссенцию стиля «крови, смерти и стрельбы» – сила и красота, которую открыл и продолжает развивать Тарантино.

Но «Хеллсинг» больше, чем пародия на вампирские боевики, как и Алукард не просто ещё одно чудовище на службе у человечества и уж ни в коем случае не борец со злом. Для Алукарда вообще существуют две стороны: он сам и все остальные – зрительный зал, с нетерпением ожидающий появления всесильного монстра. Люди, упыри, зомби и прочие твари – лишь средство развеяться. Откровенный эгоизм да ещё при такой харизме не могли не сделать Алукарда столь популярным вампиром.

Наслаждаться своим всесилием – характерная черта «киношных» злодеев. Но в Алукарде нет нелепого желания уничтожить весь мир или захватить власть над вселенной, из-за которого многие сиятельные мерзавцы смотрятся идиотами. Выходит, главное, что Алукард сохранил от своего «предка» – это чувство собственного достоинства и самодостаточность. И ни капли уродливого властолюбия. Даже без мизантропии: не сказать, что он ненавидит людей, он их просто не очень понимает да и не стремится к этому. Впрочем, надо ли понимать еду?

Но есть ещё одно отличие, которое способно выделить Алукарда из галереи многочисленных и разнообразных дракул. Леди Интегра – человек, которого он по-настоящему уважает, и, возможно, которого он действительно хотел бы сделать равным себе. Хозяйка монстра, что подразумевает гораздо более глубокие отношения, чем влюблённость.

Здесь необходимо вспомнить о происхождении «Хеллсинга» и японском понимании долга и обязательств. Как говорит сам Алукард, «у каждого монстра должен быть хозяин». Поразительно, но зависимость от человека, причём зависимость, переданная по наследству (леди Интегра стала хозяйкой вампира вслед за своим отцом), никак не принижает всесильного вампира, напротив, наполняет смыслом многие его поступки.

В аниме никак не объясняется, каким образом семья Хеллсингов получила власть над Дракулой. Но хватает логических обоснований – и они кроются прежде всего в характере Алукарда.

Очевидно, что он скучает на своей «службе», но порой встречаются более-менее сносные противники, которым почти удаётся его убить. Отец Александр то и дело выскакивает, как чёрт из табакерки. Есть старый соратник Уолтер – и с оружием поможет, и беседой развлёчет. Есть леди Интегра, вокруг которой можно ходить, истекая слюнками… Есть тормозная, но старательная Целес, её можно поучить жизни и поглумиться в своё удовольствие… Но что бы он делал в своём трансильванском замке? Ходил бы по потолку и грыз дверные косяки, покрываясь плесенью от сплина? В манге рассказывается, а в аниме подразумевается, что в те далёкие времена, когда ныне покойный отец Интегры был жив, а Уолтер был стройнее и гибче, Алукарду было веселее.

Получается, что как «Хеллсингу» удобно иметь в качестве козырного туза могущественного вампира, так и Алукарду вовсе не тягостно работать на людей. Тем более, что не только донорской кровью потчуют, но и свежатинки перепадает. Взаимовыгодное сотрудничество – и обе стороны не страдают сентиментальностью и не скрывают своих истинных мотивов. В самом деле, редкая (убийственная) честность.

Коснувшись содержательной и смысловой стороны сериала, нельзя забывать о других не менее важных составляющих. Стильную и мрачную графику отличает пристрастие к красному и чёрному. В «Хеллсинге» хватает сцен и кадров, напрямую отсылающих к манге – особенно касается моментов появления Алукарда, поединков и его жутковатых воскрешений.

Особое значение приобретает отличный ритмично-мистическй саундтрек Ясуси Исии, дополняющий ключевые сцены, создающий настроение и атмосферу, сливающий воедино пафос и иронию.

Также следует отметить сэйю Дзёдзи Накату, чей глубокий запоминающийся голос великолепно выражает все пропасти и вершины алукардовского самодовольства, высокомерия и гордости за себя, великого и ужасного.

Возможно, ответ кроется именно в этом: если герой настолько любит и ценит себя, окружающим не остаётся ничего другого, кроме как полюбить и оценить его с той же силой. Алукард воплощает ту мысль, что настоящее добро должно быть с такими кулаками и с такими зубами (и пистолетами!), чтобы страшно стало всем и сразу. Он и в самом деле идеальный вампир, а «Хеллсинг» не просто культурный феномен – это уже что-то вроде магии.

0

2

Если переделывать, то переделывать всерьёз, чтобы поменьше сходства с первой версией – но в случае с «Хеллсингом» это правило не срабатывает. Экранизация GONZO завоевала свою аудиторию, значительно расширив ряды поклонников г-на Алукарда и Co, и одновременно разочаровала тех, кто начинал с манги. Как остроумно заметили на одном русскоязычном сайте, в аниме герои выглядят, как шкафом придавленные. И хотя многие сцены в сериале в точности повторяли «кадры» манги, а музыка Исии Ясуси и голос Накаты Дзёдзи как нельзя лучше соответствовали оригинальному духу и атмосфере, изувеченный сюжет не оставлял никаких шансов. Первая экранизация была признана неуспешной. Вернее, её можно с полным основанием считать неуспешной теперь, когда предпринята новая попытка.

И похоже, хитроглазые и хладнокровные товарищи, отстёгивающие или не отстёгивающие на бюджет необходимую сумму, серьёзно относятся к культовому статусу творения Хирано Кота. Иначе бы они не стали оплачивать выпуск OVA, чьи отличия от ТВ-сериала на взгляд постороннего неспециалиста совершенно незначительны.

Первую часть можно считать вводной, пересказывать её сюжет – не спойлерство, а скорее занудное повторение пройденного: вот Интегра с Уолтером, вот непобедимый вампир смотрит на луну, а потом спасает полицейскую Викторию Серас, которая неожиданно для себя меняет место службы, рацион и остальные привычки, потом появляется отец Александр, как воплощение знакомого зла, злом неизвестным оказывается некто с недоброй усмешкой, впрочем, не сильно выделяющийся на фоне повсеместной зубастости.

Вторая часть посвящена налёту братьев Валентайн на штаб-квартиру Хеллсинга, расследование продолжается, зло обретает имя и оказывается тоже знакомым, только несколько подзабытым. Уолтер обнаруживает заархивированные способности, Алукард тоже демонстрирует свой «шарм» – настолько впечатляюще, что пугает до истерики другого вампира, так что тот вопит с перекошенной мордой: «Грёбаный монстр!» (Здесь проявляется тонкий юмор и специфическая философия «Хеллсинга», и чтобы оценить эту шутку, надо оглянуться на других представителей жанра: вампир должен ужасать людей – а если он способен вызвать такую реакцию у невозмутимого Люка Валентайна, то он действительно «нечто»).

Если первая OVA событийно более-менее соответствует первому тому манги, то уже вторая часть, закончившаяся похоронами, обнаруживает расхождение с оригиналом: здесь нет пополнения в виде Пита Бернадотта с Дикими Гусями и нет «свидания» Интегры с Энрико Максвеллом из «Искариота». Заметны и другие отличия, как, например, «сон-воспоминание» Алукарда, напрямую отсылающий к каноническому роману Брэма Стокера.

Это всё мелочи – принципиальные мелочи. GONZO извратили сюжет, на чём и завалились. Satelight, осведомлённые о придирчивости поклонников aka потенциальных покупателей новых серий, решили сюжет несколько подшлифовать: ничего нового, но и от компоновки элементов зависит общее впечатление.

Главное новшество OVA – появление «Миллениума» уже в первой части. Разумеется, это дань фанатам (глупо строить интригу на том, что давно всем известно). Однако не стоит забывать, что фигура врага определяет правила партии: в новом «Хеллсинге» наличествует потенциальный противник, с которым рано или поздно надо будет встретиться и, соответственно, победить – приказ не обсуждается, никто не будет тоскливо закатывать очи, размышляя, стоит ли вообще проводить локальный геноцид. Это основная сюжетная линия, задающая темп, система координат, по которой будет проверяться адекватность поступков и логичность каждой из сторон. А старый враг и незавершённое дело притягательны вдвойне.

Итак, сюжет в относительной безопасности, сэйю те же, аутентичный саундтрек служит неплохим фоном для всего действия. Остаётся Великая Претензия к адаптаторам – графика. Оставив в стороне разумные аргументы типа того, что аниме никогда не будет похоже на мангу, потому что манга чёрно-белая и не двигается, зато художник может долго выписывать каждый завиток, а в аниме есть сэйю, раскадровщики и дэдлайны. Есть спорные примеры, есть очевидные, а что касается «Хеллсинга», то OVA от манги отличается по параметру, из-за которого и эту новую экранизацию, вполне вероятно, опять признают неудачной – меньше кавая, больше трэша.

ТВ-сериал тоже не отличался миролюбивостью, но в OVA буквально (как любят писать в ангажированной прессе) УПИВАЮТСЯ насилием и жестокостью. Хм, «упиваются» – отличное слово для вампирского трэш-боевика!

Конечно, на самом деле от оригинала никуда не делись: во второй OVA ещё больше, чем в первой, superdeformed и фирменных omake-образов Хирано. Всё-таки «Хеллсинг» в какой-то степени пародия на канон, и пафос здесь, как и шуточки, соответствует общему настрою. Серас положено возмущённо вопить и делать «большие глаза» – роль у неё такая. Люк Валентайн должен с невозмутимой физиономией рассыпаться в комплиментах «великому и ужасному» No-Life King’у, чтобы в завершении торжественной речи пообещать единовременное свержение Его Величества, а пижон в очках и красном плаще обязан усмехаться и ловить пули. И получить от этого удовольствие. Самое приятное, что в OVA сохранилась та самая пресловутая вековая скука, предвкушение хорошей схватки, радостное самораскрытие вот-какой-я-весь-красивый, перемигивание с бездной и разочарованный вздох: «Ну, вот, ещё один недотыкомка, придурок, педи-гри ходячий» – все этапы моноспектакля «Вампир на службе у неблагодарного человечества».

Но кавая почти и нет – да и зачем в трэше кавай? Новый «Хеллсинг» ближе к «Вампирам» Карпентера, а местами напоминает классического «Добермана»: отмороженная красота напополам с кровожадными ухмылками, то и дело у кого-нибудь срывает крышу, остальные хладнокровно шагают по трупам. Кровь, которую перестаёшь замечать, компьютерно-трёхмерные виды и ракурсы пуль, затворов и стволов и обязательные штампы-цитаты: срезанная сигара, округлая попка, высовывающаяся из вентиляции, медленно падающий бокал и красное пятнышко на рукаве белоснежного плаща раздосадованного Люка Валентайна. И белые перчатки – любимая фенечка Хирано.

Герои вытянулись, стали более длинноногими, черты лица заострились, а главный герой ещё больше приблизился к облику чудовища. Впрочем, и отец Александр, и братья Валентайн, и Интегра – все они теперь, когда ухмыляются, похожи друг на друга и одновременно на Алукарда. Сам же он скорее не стиляга, а мусорщик-профи, застывший в образе, терпеливо ожидающий достойного спарринг-партнёра.

К счастью, никуда не делась и другая характерная черта «Хеллсинга» – проработанность врагов. Это не бледные статисты, способные лишь оттенять главных героев – элегантный Люк Валентайн мало в чём уступает своему противнику, как в первой части святой отец прекрасно соответствовал «чудовищам» – и в пафосности, и в жестокосердии. В конце концов, одно из отличий «Хеллсинга» – разношерстная команда безжалостных, отвратительно-бесчеловечных и стильных запоминающихся злодеев.

…Звонким дождём рассыпаются гильзы, с потолка медленно капают сгустки крови, одновременно с затвором «Харконнена» щёлкает зажигалка, молниями сверкают смертоносные лезвия-нити, в конце коридора упырь доедает чью-то ногу, откуда-то снизу, из подвала доносятся нечеловеческие крики ужаса, и страшно знакомый низкий голос с хрипотцой опять жалуется на скуку... Не угодишь.

0


Вы здесь » Россия - Обитель Зла » Аниме » Хеллсинг и OVA к нему.